- Древесина — пиломатериалы и древесные материалы 5 класса, критерии и качество
- Пиломатериалы и листовые древесные материалы.
- Тема урока Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы 5 класс – VEKOR.RU
- Конспект урока по технологии “Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы” 5 класс
- Презентация “Виды обработки древесины и древесных материалов” 5 класс ФГОС
- Урок по технологии для 5 класса “Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы” (5 класс)
- Разработка урока по технологии в 5 классе “Породы древесины, части дерева. Виды пиломатериалов”
Древесина — пиломатериалы и древесные материалы 5 класса, критерии и качество
Древесина один из самых распространенных строительных материалов. Его используют для выполнения многих задач: от установки коробки дома и до мелкого отделочного ремонта. Использовать древесину в тех или иных случаях нужно в виде специально подготовленного пиломатериала.
Путь пиломатериалов начинается с вырубки
Имеются множество различных производств, которые выпускают определенный тип изделия, например, паркет или плиты ОСБ и т.д. На изготовление того или иного пиломатериала нужно использовать древесину определенного класса.
Что такое класс древесины
Любой естественный продукт обладает характерной чертой неоднородности. Так и дерево может иметь свою уникальную структуру. В зависимости от породы у нее будут свои прочностные характеристики.
Условия роста дерева определяют количество сучков и ровность. Все дефекты на дереве в виде неоднородных отклонений от идеальной структуры уменьшают ценность определенного дерева.
Для использования в определенном производстве, она должна обладать соответствующими требованиями по качеству и прочности. Так, например, для изготовления мебели нельзя использовать пиломатериал с большим количеством сучков.
Сорт определяется по кондициям дерева
Цилиндрическая форма является эталон качества. Благодаря такой структуре у нее будет минимальное количество сучков, ровная структура, волокна будут располагаться равномерно и строго параллельно оси дерева, что увеличивает прочностные качества.
Идеальную древесину крайне редко можно встретить. Весь идеал разрушается об большое количество сучков, дефектов и изъянов форм. Гнилая структура и изменения в окраске появляются из-за поражения паразитарными и грибками.
Все эти отклонения и изъяны ухудшают качество и ценность древесины. Поэтому древесину подразделяют на 5 классов, беря во внимание общее состояние структуры.
1 класс или отборный сорт
Данному сорту пиломатериалов присваивают условное обозначение «А». Это самый ценный сорт, который превышает в цене второй сорт в пару раз.
Фактура должна быть ровной
Использует отборную древесину для кораблестроения, в основном. Из данной древесины делают палубные доски, отделывают каюты и мачты. Применяют также и в автомобилестроении. Ими отделывают бортовые конструкции грузовых тягачей и кабины водителя.
Для отборного сорта маленькие и частые сучки недопустимы. Если имеется большой сучок или две маленькие находятся на расстоянии не менее 2 метров друг от друга, то такую древесину могут причислить к отборному сорту. Категорически не допускаются гнилые участки древесины и сгнившие сучки.
Что по отношению трещин в структуре, то они не должны покрывать участок древесины более чем на 10% и не должны быть глубокими. Допускаются лишь трещинки, появившиеся в процессе усушки. Волокна не должны быть наклонены более чем на 5 градусов от длины и пиломатериал не должен содержать участки от корневой системы.
Исходя из всего этого, можно сказать, что пиломатериал должен быть самого лучшего качества без каких-либо дефектов.
2 класс
Использование 2 класса древесины очень обширное. Его применяют для изготовления мебели и в строительстве.
Требования к пиломатериалу 2 класса следующие.
- Никаких выпавших вследствие высыхания материала, и готовых к выпадению сучков.
- На размеры сучков тоже идут ограничения. Их максимальный диаметр 10 мм.
- Трещина, превышающая размер в 1 мм в ширину или в глубину, станет фактором выбраковывания материала. Поэтому не должно быть никаких проникающих дефектов и треснувших частей более чем на 25% от общей длины.
- Не должно быть проростей. Они появляются из-за повреждений в период роста дерева. Если характерные размеры прорости, забитые мертвой древесиной или корой, превышают 5% от длины или ширины пиломатериала, то его нельзя включать в 2 сорт.
- Изменения цвета структуры дерева становятся фактором брака. Белые и серые оттенки на поверхности пиломатериала называются заболонью. Также не должно быть буроватого оттенка дерева и посинения, которые характерны поражениями плесенью.
- Механические повреждения и инородные дефекты также неприемлемы.
3 класс
Чем понижается класс пиломатериала, то и требования к нему ухудшаются. К 3 сорту пиломатериалов можно будет включать те, которые не прошли в верхние классы, но не имеющие следующие изъяны.
- Расшатанные сучки или сучки с диаметром превышающий 20 мм.
- Проникающие сколы и трещины. Трещины более чем 1 мм в глубину или ширину и составляющие более 30% от длины пиломатериала.
- Паразитирующие образования и трухлявость также не должны наблюдаться. Не должно быть никаких следов от разъедания жуками. Если они имеются, то не более 3 дырок на погонный метр пиломатериала.
- Механические повреждения и инородные вкрапления структуры.
Стоит отметить, что даже 3 сорт изделия является вполне прилично выглядящим и его широко используют.
Возможно дерево было изначально заражено плесенью
4 класс
Технические характеристики 4 сорта еще ниже, поэтому применяют его в основном для производства тары и упаковочных изделий.
Данный сорт пиломатериала может содержать те же самые недостатки, как и 3 сорт, но с пометкой, что все показатели могут быть только до определенных величин.
Для 4 сорта древесины разрешены сросшиеся, но здоровые сучки, трещины по пласту и торцам. Волокна могут быть наклонены и подвержены свилеватости и заболони. Допускаются буроватые оттенки.
5 класс
Используют данный сорт пиломатериала на нужды в строительных работах. Из них делают опалубку для заливки фундамента, тару под строительные составы, поддон под кирпичи и т.д.
Для постройки сарая, будок и других технических и хозяйственных помещений можно использовать 5 сорт пиломатериалов.
5 класс идет на листовые пиломатериалы
Все другие материалы, которые не прошли отбор по изъянам и другим параметрам причисляются к данному сорту. Так, для 5 класса допустимы максимальные количества сучков и изменения цвета структуры. Также ламели могут быть повреждены, иметь сколы и следы от жуков.
Изготавливают пиломатериалы и листовые материалы в основном из 5 класса древесины. Это такие строительные материалы, как:
- фанера;
- древесно-стружечная плита;
- древесно-волокнистая плита;
- оргалит.
Древесина на изготовление пиломатериалов и древесных материалов низшего 5 класса вполне достаточна, потому что технология изготовления не требует использования высших классов древесины.
Как присваивают класс
Для определения сорта древесины используют следующий метод отбора:
- если половина ламели 5 класса соответствует требованиям отборного сорта, то ей причисляют 3 класс;
- если половина ламели 4 класса соответствует 2 сорту или отборному классу, то ей также присваивают 3 сорт;
- если ламель 4 или 5 класса имеет некондиционные признаки с участком посередине не превышающим 1 метр, а остальная часть подходит под кондиции 1 класса, то ей присваивают 3 класс древесины.
Развитая технология использования 5 класса древесины позволяет экономить на производстве древесины. Благодаря этому и цены на пиломатериалы из производных древесины остаются демократичными.
Разные сорта яблони как древесина, используемая на пиломатериалы:
Вконтакте
Google+
profanera.ru
Пиломатериалы и листовые древесные материалы.
проведения занятия с 5 классами
Тема 40-41: Пиломатериалы и листовые древесные материалы.
Цели занятия:
а) учебные:
Ø познакомить учащихся с пиломатериалами используемые в деревообрабатывающей промышленности;
Ø практическая работа с изготовлением совка и керна;
б) воспитательные:
Ø способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
Используемые дидактические материалы и ТСО:
1. Учебники, плакаты
2. Материалы для контроля знаний
Домашнее задание: § 3, страница 11-14
Контрольное задание: 1. Какие виды пиломатериалов вы знаете? 2. Назовите основные элементы пиломатериалов. 3. Что такое шпон? 4. Из чего и как изготавливают фанеру? ДСП? ДВП? 5. Чем древесные материалы отличаются от древесины? 6. Какие они имеют преимущества, недостатки?
I. Вводная часть 7 мин.
Принимаю доклад дежурного по классу, проверяю наличие учеников, их внешний вид и готовность к занятию (оформляю классный журнал). Довожу тему, учебные цели и вопросы занятия. Довожу перечень навыков, формируемых в ходе занятия:
– организованность на начало работы;
– организация рабочего места;
– соблюдение правил и мер безопасности на рабочем месте;
Провожу контрольный опрос: Общие требования безопасности.Требования безопасности перед началом работы.Требования безопасности во время работы.Требования безопасности в аварийных ситуациях.Требования безопасности по окончании работы. 1. Из каких частей состоит дерево? 2. Какие породы деревьев вы знаете? 3. Где применяется древесина? 4. Что показывают годичные кольца 5. Что называют текстурой древесины?
II. Основная часть 80 мин.
1. Пиломатериалы и древесные материалы
При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рампах получают различные пиломатериалы (рис. 11): брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли.
Брус — пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, то его называют двухкантным, а если с четырех сторон, то четырехкантным.
Бруски — пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной толщины.
Доски — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Пластины получают при продольном распиливании бревна пополам, а четвертины — на четыре части.
Горбылем, или обаполом, называют выпиленную боковую часть бревна.
Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласти, кромки, ребра и торцы.
Пластью называют широкую плоскость пиломатериала, а кромкой — узкую плоскость.
Ребром является линия пересечения этих двух плоскостей.
Торец — поперечная (торцовая) плоскость пиломатериала.
В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру. Фанеру получают путем наклеивания друг на друга трех (или более) тонких листов древесины — шпона. «Шпон» в переводе с немецкого — «щепка» (стружка). Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 12). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона.
Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу (рис. 13). Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру толщиной от 2 до 20 мм.
Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. Применяют фанеру в строительстве, изготовлении мебели, машиностроении и же самолетостроении.
Лущеный шпон используют для изготовления гнутоклееной древесины, из которой делают мебель, спортивный инвентарь и другие изделия.
Древесностружечные плиты (ДСП) получают путем прессовании и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Для производства древесностружечных плит используют в основном древесные отходы и даже кору.
Плиты изготавливают толщиной около 10…26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами. Из них изготавливают мебель, двери, перегородки, стены, пилы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях.
Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, тупя, как и фанера. Применяют для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.
Недостатком фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит является то, что они боятся сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов
1.Рассмотрите образцы пиломатериалов и определите их вид (бруски, доски, горбыль и др.). Определите породы древесины.
2.Найдите в образцах пиломатериалов пласть, кромку, ребро, торец.
3.Рассмотрите образцы фанеры, ДСП и ДВП, измерьте их толщину. Сосчитайте количество слоев в образцах фанеры.
4.Проверьте, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и др.).
Лексика: Пиломатериалы (брус, доска, брусок, горбыль), элементы пиломатериалов (пласт, ребро, кромка, торец), шпон, древесные материалы (фанера, ДСП и ДВП).
Подвожу итоги учебного вопроса.
III. Заключительная часть 3 мин.
Напоминаю тему и учебные цели занятия, делаю выводы об их достижении. Оцениваю навыки дежурного по учебной группе, довожу оценки за контрольный опрос. Даю задание на подготовку, заполняю классный журнал. Заканчиваю занятие.
учитель И. Назаренко
infourok.ru
Тема урока Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы 5 класс – VEKOR.RU
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
МО город Гусь-Хрустальный,
Учитель технологии Ефимов Дмитрий Глебович
Урок по технологии 5 класс
Тема урока
Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы
Цель урока: ознакомить и отработать основные компетенции учащихся по теме виды древесных материалов. Укрепить метапредметные связи технологии и информатики.
Задачи:
— обучающие: проверка знаний обучающихся; активизация познавательной деятельности учащихся;
— развивающие: развитие интереса учащихся к предмету, памяти и внимания при выполнении практической работы; развитие воображения при выполнении контрольных заданий.
— воспитательные: воспитание аккуратного и бережного отношения к дереву и древесине, технике, организованности и дисциплинированности на уроке; воспитание интереса к технологии; воспитание грамотных пользователей компьютера.
Тип урока: урок развития и закрепления компетенций по теме «Виды древесных материалов».
Формы работы учащихся: работа за верстаком, работа с компьютером, с образцами пиломатериалов разных пород деревьев.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный компьютер, выход в Интернет, компьютеры для учеников.
Структура и ход урока
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | Организационно-мотивационный | 1 | 1. Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы 2. Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. 3. Обобщает опорные знания. | 1. Слушают и осмысляют цели предстоящего занятия 2. Записывают тему, дату. | 2 мин |
2 | Актуализация знаний, закрепление | 1. Обсуждает с учащимися ранее изученное. 2. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала. 3. Оценивает ответ. | 1. Слушают педагога, отвечают на вопросы, работают с карточками | 3 мин | |
3 | Разминка | 1 | 1. Поясняет информацию 2. Предлагает выполнить задания | 1. Слушают педагога, отвечают на вопросы, выполняют задания. | 5 мин |
4 | Работа по усвоению новых знаний. | 1 | 1. Предлагает ученикам визуально познакомиться с информацией в презентации, объясняет новую тему, закрепляет новый материал. 2. Предлагает записать домашнее задание. 2. Наблюдает за работой учащихся, стимулирует учебные действия учащихся. 3. Отвечает на вопросы учащихся, обобщает этап урока. | 1. Работают с тетрадью, записывают новые понятия. 2. Задают вопросы по домашнему заданию. 3. Записывают домашнее задание. | 10мин |
4 | Физкультминутка | 1. Демонстрирует участок презентации с зарядкой. | 1. Учащиеся выполняют физические упражнения. | 3 мин | |
6 | Вводная установка на проведение практической работы |
| 1.Слушают осмысляют предстоящую работу. 2. Задают вопросы. 3. Записывают тему практической работы. | 6 мин | |
7 | Выполнение практической работы | 1 | 1. Наблюдает за работой учащихся по делению образцов пород пиломатериалов на хвойные и лиственные. 2. Подходит по очереди к каждому рабочему месту, побуждает выполнять задание грамотно, отвечает на вопросы, если они есть. 3. Предлагает на интерактивной доске дополнительное задание. Показать использование предложенных пород деревьев в различных отраслях. 4. Отмечает учеников, выполнивших основную обязательную часть практической работы. 5. Выставляет оценки ученикам, которые выполнили и обязательную и дополнительную части заданий. | 1.Рассаживаются на рабочие места, начинают практическую работу. 2. Задают вопросы, помогают соседям. | 12мин |
8 | Рефлексия деятельности | 1. Оценивает общую деятельность учащихся и подводит итог урока. 2. Напоминает домашнее задание. 3. Благодарит учащихся за урок. | 1. Слушают и осмысляют итоги урока. 2. Выражают отношение к уроку. | 4 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
«Виды древесных материалов»
Перечень используемых на уроке ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | ФЦИОР | ОМС, контрольные | Текст, иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/ |
vekor.ru
Конспект урока по технологии “Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы” 5 класс
Андыс Оксана Владимировна
МБНОУ лицей №22 города Белово
учитель технологи
Конспект урока «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»
5 класс
Тема: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Цели: ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами пиломатериалов и древесных материалов; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы; воспитывать бережное отношение к дереву и древесине.
Инструменты и оборудование: таблица «Строение древесины»;коллекция образцов древесных пород; комплект древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, ДВП, ДСП;
Ход урока
Древесина это природный конструкционный материал. Ее получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Различают следующие породы деревьев: лиственные ( дуб, береза, липа, осина, бук др), и хвойные (ель, сосна, кедр)
Рассмотрим строение древесины:
дерево состоит из корня(1) ,ствола (2), сучьев(3), листьев или хвои(4).
Ствол дерева имеет более толстую(комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Основная часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.
Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.
Породы древесины:
Сосна — хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, строительстве мебели, судов,вагонов,мостов.
Ель — хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.
Береза — лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, уды, ружейных лож, ручек инструментов,лыж.
Осина — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек,бумаги.
Липа — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.
Ольха — лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой уды, упаковочных ящиков.
Дуб — лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.
Пиломатериалы:
Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на бревна. Бревна распиливают вдоль и получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль. Пиломатериалы имеют следующее элементы: пласть, ребро, торец, кромка.
Древесные материалы:
Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы: древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др.
ДСП изготавливают на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой.
ДВП прессуют в виде листов из измельченной древесины.
ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.
Шпон – это тонкие слои древесны. Его получают на специальных станках
Фанера – это древесный материал, полеченный путем склеивания трех и более тонких листов шпона.
Список литературы
Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии ( вариант для мальчиков): 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 288с.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192с.
doc4web.ru
Презентация “Виды обработки древесины и древесных материалов” 5 класс ФГОС
Проект Технологии ручной и художественно-прикладной обработки древесины и древесных материалов.
5 класс
« Я бы в столяры пошел, пусть меня научат…..» импровизация
Введение
- На уроках технологии учащиеся занимаются проектной деятельностью и изготовлением своего изделия, а в конце учебного года представляют его для оценки педагогу, товарищам и родителям.
- Данный «Проект» посвящен изучению технологии обработки древесины для учащихся 5-х классов. Введение в специальность «Столяра» и «Мастера художественной обработки по дереву».
- Учащиеся самостоятельно в течение учебного года выполняют «Творческий проект». Изделие изготавливается на практических занятиях по мере изучения учебного, теоретического материала и освоения технологических приемов. По окончании работы над проектом проводятся испытания созданного изделия и только затем представляется на всеобщее обозрение и оценку.
- Работа над «Творческим проектом» состоит из 3-х основных этапов: изучение и подбор рабочего материала (древесины), изучение технологий обработки материала и заключительного (итогового).
- 1.Строение древесины.
- 2.Виды древесины.
- 3. Пиломатериалы.
- 4. Древесные материалы.
- 5. Рабочее место. Инструменты.
- 6. Графическое изображение изделия.
- Понятие о технологическом процессе и технологическая карта.
- 1.Разметка заготовок из древесины.
- 2.Пиление заготовок из древесины.
- 3.Строгание заготовок из древесины.
- 4.Сверление отверстий в деталях из древесины.
- 5. Соединение деталей из древесины(сборка).
- 6. Зачистка поверхностей деталей из древесины.
- 7. Отделка изделий из древесины.
- 8. Выпиливание.
- 9. Выжигание по дереву.
- 10. Точение деталей из древесины, а так же сопутствующие инструменты, соблюдение правил безопасности.
- Применение данного Проекта к процессу обучения и заинтересованность учащихся к данной профессии.
Подбор древесины
Технологии обработки
Заключительный (итоговый)
Древесная порода- это вид многолетнего древесного растения.
Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на бревна, которые распиливают вдоль и получают- Пиломатериалы.
- Доски обрезные и необрезные
- Брусья
- Бруски
- Горбыль
Древесные материалы
- Древесностружечные плиты (ДСП) изготавливают на специальных машинах прессованием стружки, с мешанной с синтетической смолой.
- Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из измельченной древесины.
ДВП и ДСП применяют для изготовления мебели и в строительстве.
Древесные материалы
- ШПОН – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением.
Древесные материалы
- ФАНЕРА – это древесный материал, полученный путем склеивания трех и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину березы, ольхи, бука, сосны.
Графическое изображение деталей и изделий.
- Любое изделие состоит из отдельных деталей, которые соединены между собой. Для правильного изготовления деталей пользуются ГРАФИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ :
- Эскиз
- Технический рисунок
- чертеж
Графическое изображение деталей и изделий.
это изображение, выполненное от руки с указанием размеров.
Графическое изображение деталей и изделий.
- ТЕХНИЧЕСКЙ РИСУНОК
как эскиз, может выполняться от руки, однако о представляет собой объемное изображение детали, в котором соблюдены пропорции между отдельными ее частями.
Графическое изображение деталей и изделий.
ЧЕРТЕЖ
Это изображение детали, изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материалов. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов: линейки, угольника, циркуля, транспортира.
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.
- Рабочим местом для ручной обработки древесины в учебных мастерских является СТОЛЯРНЫЙ ВЕРСТАК.
- Основные элементы верстака:
- Крышка
- Отверстия для клиньев
- Лоток
- Задний зажим
- Подверстачье
- Выдвижная опора
- Передний зажим
- Стул
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.
- При ручной обработке деревянных заготовок на столярном верстаке применяют различные инструменты:
- Рубанок
- Молоток
- Напильник
- Киянка
- Ножовка
- Сверла
- Стамеска
- Шило и др. инструменты
Правила безопасной работы
- Перед началом работ следует правильно и надежно закреплять заготовку на верстаке.
- Не повреждай крышку верстака режущим инструментом, а так же относиться к инструментам аккуратно и бережно.
- Использовать в работе только исправный инструмент.
- Работать с инструментом плавно без рывков и напора.
- Нельзя проверять рукой на остроту инструменты.
- Не класть инструмент на верстак острием к себе.
- По окончании работы удалять стружку с крышки верстака только специальной щеткой-сметкой.
Технологии обработки древесины и древесных материалов
«Превращение» исходных материалов в готовое изделие с помощью различных инструментов называется ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ.
Частью его является технологический процесс (изготовление отдельной детали изделия или их сборка)
Он в свою очередь, технологический процесс состоит из технологических операций (подготовка материалов, обрабатывание заготовок, отделочные работы деталей).
Технологии обработки древесины и древесных материалов
Последовательность операций, выбор заготовок, инструменты и приспособления отображает технологическая карта.
обработка древесины
художественно-прикладная обработка
Выпиливание
отделка
Схема технологического процесса
строгание
Пиление
разметка
сверление
Соединение
Технологии обработки древесины
Точение
выжигание
зачистка
Технологии ручной обработки древесины. Разметка.
Разметка – это нанесение линии контуров будущего изделия.
Разметку выполняют карандашом с помощью измерительных инструментов:
- Линейки
- Рулетки
- Угольника
- Рейсмуса
- Малки
- циркуля
Технологии ручной обработки древесины. Пиление заготовок из древесины.
- При пилении используют различные виды пил и вспомогательные инструменты:
- Лучковая пила Столярная ножовка Выкружная пила
- Лучковая пила Столярная ножовка Выкружная пила
- Лучковая пила Столярная ножовка Выкружная пила
- Лучковая пила Столярная ножовка Выкружная пила
- Лучковая пила Столярная ножовка Выкружная пила
- Лучковая пила Столярная ножовка Выкружная пила
- Лучковая пила Столярная ножовка Выкружная пила
- Лучковая пила
- Столярная ножовка
- Выкружная пила
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
- Стусло –для распила заготовки под разными углами.
Пиление- это подгон заготовки под приближенные размеры.
- Широко применимы электропилы.
- Широко применимы электропилы.
- Широко применимы электропилы.
- Широко применимы электропилы.
- Широко применимы электропилы.
- Широко применимы электропилы.
- Широко применимы электропилы.
- Широко применимы электропилы.
30…45
Технологии ручной обработки древесины. Строгание заготовок из древесины.
- Строгание – применяют для придания детали формы и размеров, указанных в чертеже. При строгании используют два вида инструмента:
- Строгание – применяют для придания детали формы и размеров, указанных в чертеже. При строгании используют два вида инструмента:
- Строгание – применяют для придания детали формы и размеров, указанных в чертеже. При строгании используют два вида инструмента:
- Строгание – применяют для придания детали формы и размеров, указанных в чертеже. При строгании используют два вида инструмента:
- Строгание – применяют для придания детали формы и размеров, указанных в чертеже. При строгании используют два вида инструмента:
- Строгание – применяют для придания детали формы и размеров, указанных в чертеже. При строгании используют два вида инструмента:
- Строгание – применяют для придания детали формы и размеров, указанных в чертеже. При строгании используют два вида инструмента:
- Шерхебель – для предварительного (чернового) строгание заготовок.
- Шерхебель – для предварительного (чернового) строгание заготовок.
- Шерхебель – для предварительного (чернового) строгание заготовок.
- Шерхебель – для предварительного (чернового) строгание заготовок.
- Шерхебель – для предварительного (чернового) строгание заготовок.
- Шерхебель – для предварительного (чернового) строгание заготовок.
- Шерхебель – для предварительного (чернового) строгание заготовок.
- Рубанок – для окончательного
- Рубанок – для окончательного
- Рубанок – для окончательного
- Рубанок – для окончательного
- Рубанок – для окончательного
- Рубанок – для окончательного
- Рубанок – для окончательного
(чистого) строгания заготовки.
- Широко применим электрорубанок.
- Широко применим электрорубанок.
- Широко применим электрорубанок.
- Широко применим электрорубанок.
- Широко применим электрорубанок.
- Широко применим электрорубанок.
- Широко применим электрорубанок.
Технологии ручной обработки древесины. Сверление отверстий в деталях из древесины.
Если в заготовке необходимо сделать отверстия, то их сверлят . Отверстия могут быть
глухими
и
сквозными .
- Для сверления отверстий в древесине используют разные типы сверл .
Струбцина- приспособление применяемое для закрепления заготовки.
Технологии ручной обработки древесины. Сверление отверстий в деталях из древесины.
- В процессе сверления используют :
коловорот или ручную дрель.
Виды сверл:
- Спиральные
- Центровые
- Винтовые
Способы соединение деталей из древесины
Соединение деталей из древесины в единое изделие называют СБОРКОЙ.
1. Соединение деталей Гвоздями .
2.Соединение деталей Шурупом .
Это крепежный элемент с винтовым стержнем и с прорезью на головке.
3. Соединение деталей из древесины КЛЕЕМ .
Технологии ручной обработки древесины. Зачистка поверхностей деталей из древесины.
После пиления и строгания деталей из древесины нужно на всех поверхностях зачистить неровности.
- Зачистка производится НАПИЛЬНИКОМ.
- Их несколько видов:
Окончательная зачистка детали производится ШЛИФОВАЛЬНОЙ ШКУРКОЙ.
Технологии ручной обработки древесины. Отделка изделий из древесины.
Отделка – окончательная технологическая операция, придает лучший вид изделию. Виды отделки:
Тонирование Лакирование
или
- При тонировании используют морилку для придания более темного цвета (от желтого до черного).
- Лакирование предохраняет изделие от попадания влаги и гниения.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов из древесины. Выпиливание лобзиком.
Выпиливание лобзиком – придание изделию из фанеры или из тонкой древесины необходимой криволинейной формы.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов из древесины. Выжигание по дереву.
Выжигание применяется для декоративной отделки изделий и выполняется – электровыжигателем .
Технологии художественно-прикладной обработки материалов из древесины. Точение.
Точение – это обработка фасонных наружных поверхностей.
Заключение.
- Столяр – древнейшая профессия. Благодаря ей мы можем изготовить разнообразные изделия быта, посуду, украшения, строительный инвентарь, мебель и многое другое.
multiurok.ru
Урок по технологии для 5 класса “Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы” (5 класс)
Структурно-логическая схема учебного материала
Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Конспект урока по технологии 5 класс.
Учитель: Кондина С.Л.
Учебник (УМК): Тищенко А.Т.. «Технология. Индустриальные технологии» учебник для общеобразовательных организаций/А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2015.
Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Цели урока:
способствовать формированию и развитию знаний о материалах изделий;
способствовать развитию определения материалов
ознакомить с видами древесины, пиломатериалов, древесных материалов.
способствовать развитию речи учащихся;
учить анализировать свою работу, выделять главное
учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:
способствовать овладению всеми видами памяти;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
ознакомить с современной технологией производства изделий из древесины;
проинформировать о профессии столяр;
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
кабинет технологии
инструменты, приспособления
образцы различных видов древесины
компьютер
проектор
Дидактическое обеспечение:
учебник §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
рабочая тетрадь: Е.А.Викторов, Рабочая тетрадь 5 класс Саратов: «Лицей», 1999
интернет: мультимедийные приложения
учебно-техническая документация:
тесты ( 2 варианта)
таблицы
информационные карты
Методы обучения : рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, самостоятельные работы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Основные термины и понятия: столяр, текстура, пиломатериалы(доски, брусья, бруски, горбыль), древесные материалы(ДВП,ДСП, шпон, фанера).
Этап урока, время этапаЗадачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодей-ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Орг.
момент.
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
фронтальная
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку, выдает индивидуальные задания, выставляет различные образцы изделий.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Актули-
зация знаний
Целеполага-ние и постановка задач.
Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.
Фронтальная и групповая
Предлагает ответить на вопросы:
Как вы считаете, что объединяет все эти предметы? О чем мы будем говорить сегодня?
А чем отличаются предметы?
Подводит учащихся к цели занятия: «познакомиться с различными видами древесины» и ставит задачи:
1.Ознакомиться с различными породами древесины и их свойствами ;
2. Научиться их различать;
3. Познакомиться с видами пиломатераилов и древесных материалов.
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод.
Рассматривают образцы изделий, обсуждают, выявляют общие и отличительные признаки.
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять общие и отличительные признаки; умение осознанно строить речевое высказывание.
Поисково-исследова-
тельский этап
Выделить свойства пород дерева, виды пиломатериалов, древесных материалов.
Анализ и обсуждение вариантов . Сравнение различных пород и видов.
групповая
Дает задания : 1 группа: выявить свойства у различных образцов пород дерева.
2 группа: Предлагается ответить на вопрос: как можно распилить бревно, чтобы все части были использованы. Дается картинка изделий, где использованы все виды пиломатериалов.
3 группа: Даются для исследования изделия из различных видов древесных материалов. Надо определить из каких частей древесины изготовлены. Контролирует деятельность, консультирует учащихся , корректирует действия.
Анализируют, сравнивают, выделяют главное и объясняют свой выбор.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать информацию; оценивать свойства материалов.
Усвоение знаний и закрепление знаний
Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике.
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Рассказ, беседа
фронтально.
Дает первоначальные знания о профессии столяр, о строении древесины, о породах дерева, видов пиломатериалов и древесных материалов.
Демонстрирует это на таблицах, видеоматериалах.
Проверяют и определяют свои ошибки, схематично записывают в тетради основные виды.
Личностные: умение проявлять познавательную активность;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию;
Рефлексивно-оценочный этап
Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Фронталь-ная
Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы групп.
Предлагает ответить на вопросы:
Зачем знание свойств пород дерева?
Где его можно применить?
Где могут применяться различные виды пиломатериалов и древесных материалов?
Подводит учащихся к выводу о необходимости знаний о свойствах и видах древесины при выборе материала и изготовлении изделий.
Фиксирует оценки учащихся.
Задает домашнее задание заполнить таблицу в рабочей тетради.
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о необходимости различать породы древесины, виды пиломатериалов и древесных материалов..
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки.
infourok.ru
Разработка урока по технологии в 5 классе “Породы древесины, части дерева. Виды пиломатериалов”
Муниципальное образовательное учреждение
«Савостинская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
открытый урок по технологии
тема «Породы древесины, части дерева. Виды пиломатериалов»
Савостино 2013
План-конспект
Цели:
ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.
воспитать интерес к учению.
выработать умение опознавания породы древесины на глаз.
Инструменты и оборудование: комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, образцы древесины с пороками, инструкционно – технологические карты.
Время: 80 мин (2 урока)
Ход урока.
I. Организационно-подготовительная часть:
приветствие, проверить готовность к уроку, проверка присутствующих, сообщение учащимся темы урока, целей занятия.
1. Закрепление пройденного материала.
Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)
Вопросы:
Рисунок 1
Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)
Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)
Основание верстака – это (подверстачье)
Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)
Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)
Служит для закрепления заготовок. (Зажим)
Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клинья)
2. Сообщение цели урока
II. Изложение программного материала.
Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт – древесина – применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.
Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень.
Приходим к выводу, что древесина – легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.
Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкая загораемость, коробление при высушивании, загниваемость.
Какие древесные породы вам известны и на какие виды подразделяются? Лиственные и хвойные.
Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою – хвойными. К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным – сосна, ель, кедр, пихта и др.
Из чего же состоит дерево?
Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части Рис.3
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую – вершинную. Поверхность ствола (рис. 2) покрыта корой (7). Кора – “одежда” для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) – проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).
Рисунок 2
Что по ним можно узнать?
Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева – сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Кам-бий (5) – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. “Камбий” – от латинского “обмен” (питательными веществами).
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 3). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.
Рисунок 3
Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету. (Показать, как определять породы древесины по плакату.)
Недостатками древесины являются еще и пороки: сучковатость (рис. 4,a), червоточины (рис 4,6). Они ограничивают использование древесины в промышленном производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.
Рисунок 4
Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.
При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)
Рисунок 5
Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро. (Указать на плакате. В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.)
Как ее получают?
Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины – шпона. Шпон в переводе с немецкого – “щепка“. Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 6). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.
Рисунок 6
Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.
Где ее применяют?
В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.
Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?
Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.
Что из них изготавливают?
Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях
А что такое ДВП?
Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.
В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?
Они боятся сырости.
Ш. Практическая часть
Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии,- а поперек – невозможно, даже приложив большое усилие.
Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.
Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).
IV. Заключительная часть.
Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.
Провести уборку мастерской.
kopilkaurokov.ru