- Цветовые контрасты | LOOKCOLOR
- Контраст по цвету (Контраст цветовых сопоставлений). Конспект И. Иттен “Искусство цвета”
- Основы теории цвета | Коробка с карандашами
- Таблицы сочетания цветов
- Какой цвет контрастен серому. Цветовой контраст
- 7 цветовых контрастов. Контраст дополнительных цветов
- 7 цветовых контрастов. Контраст светлого и темного
Цветовые контрасты | LOOKCOLOR
Цветовые контрасты — это типы сочетания цветов и степень их выразительности. Существует 7 типов. Как их променивать? Фото
При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой. Дорогие, дизайнерские вещи на фоне развален смотрятся еще более богатыми.
В сочетании цветов действует такой же принцип, в общей сложности различают 7 вариантов контраста:
1 Контраст по тону — это сочетание разных цветов. Его построение основано на теории цветового круга Иттена, где описаны самые удачные комбинации и метод их создания с помощью геометрических манипуляций. Часто к этому типу присоединяются другие контрасты, например, световой, тепловой и т. д. (см. ниже)
Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. ( а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).
2 Контраст светлого и темного. Светлые оттенки и темные создают ощущение свето-тени. Такую разницу легко улавливает глаз. Основной характеристикой в нем будет — четкость линий на границе светлых и темных тонов. В той или иной мере светло-темный контраст присутствует практически в каждом сочетании, однако он может быть резким или приглушённым. О его отсутствие можно сказать только в том случае, если комбинацию можно перевести в серый и граница цветов будет неразличима.
Сочетания построенные по этому типу могут внести определенность в образ или композицию. За счет этого эффекта можно достичь объемности, реалистичности изображения. Он легко воспринимается, распознается, поэтому и считается одним из самых привлекательных.
3 Контраст холодного и теплого основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих оттенков и нашему желанию достичь покоя. Теплые и холодные цвета вместе создают гармонию целостности, хотя, как и в любом контрасте противоположности усиливают друг друга: холодный рядом с теплым становится еще более ледяным, а теплый — горячим.
Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».
4 Контраст дополнительных цветов — это сочетание цветов, волны которых в сумме дают серый спектр. Если смешать краски двух дополнительных цветов, то мы получим грязный, коричневый оттенок. Такие противоположные цвета — самая яркая комбинация из контрастов по тону. Найти дополнительную пару можно на цветовом круге Иттена: тона, которые находятся друг напротив друга будут иметь искомые свойства.
Этот контраст так же стремится к стабильности, как и тепло-холодный (кстати, он всегда присутствует в дополнительной паре), но если разница по температуре создает «движение», то данная пара достигает стабильности. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как впечатление от него может быть слишком ярким.
А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.
5 Симультанный контраст – его не существует вне нашего восприятия. Он возникает в сочетании с серым цветом другого насыщенного (не монохромного или нейтрального) оттенка, когда в сером — мы видим дополнительный тон к нему. То есть, например, красный с серым, при беглом взгляде на серый. в таком соседстве, мы можем увидеть зеленый тон. Это очень важно, особенно при создании мелкого рисунка, например, в текстиле. Красно-серый галстук — это приемлемый, строгий элемент костюма, но если вы видите красно-зеленый рисунок в таком изделии — первое, что вы ощутите — это замешательство, так как такое сочетание неприемлемо для строгого мужского (да и женского) образа.
Для нейтрализации симультанного контраста в серый добавляется толика тона соседа, в случае с красным, серый будут иметь теплый, едва уловимый лиловый подтон. Мы не заметим этой перемены, но наш глаз не будет перевирать нейтральный цвет.
Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.
Проверьте это сами: если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.
На оранжевом, серый примет голубой оттенок;
на красном – зеленый;
на фиолетовом – желтоватый.
6 Контраст по насыщенности называют сочетание бледных и ярких оттенков. Он может быть составлен из оттенков одного тона, один из которых будут выделятся, как бы светится на фоне остальных. Чем насыщенней оттенок, тем ближе он к спектральному цвету. Однако, на фоне бледных тонов, даже просто выраженный средний тон — будут выделяться.
Контраст по насыщенности присутствует не только в одной гамме, это может быть и сочетание разных оттенков среди которых есть такой, который приковывает к себе внимание.
7 Контраст по размеру цветовых пятен. Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики. Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного. Этот эффект подсказала нам природа и ощущение облегчения при виде света в темноте.
Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.
При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно.
Похожие статьи:
lookcolor.ru
Контраст по цвету (Контраст цветовых сопоставлений). Конспект И. Иттен “Искусство цвета”
Контраст по цвету (Контраст цветовых сопоставлений). Конспект книги И. Иттен “Искусство цвета”
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте:
-большой-маленький,
-белый-чёрный,
-холодный-тёплый в своих крайних проявлениях.
Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом
Контраст по цвету ( цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.
Для создания контраста по цвету нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета.
Яркие цвета, полученные без помощи черной или белой красок, называются чистыми цветами. Желтый, красный, голубой и зеленый — это чистые цвета. Цвета, полученные при смешении чистых цветов с черным цветом, называются цветными тенями. Темно-коричневый цвет — это цветная тень. Цвета полученные при смешении их с белым цветом, называются оттенками. Розовый цвет, цвет слоновой кости — это оттенки. Цвета полученные при смешении чистых цветов с черным и белым, называются тонами. Рыжевато-коричневый, цвет беж и серый — это тона.
Самый сильный контраст по цвету дают три основные цвета: красный, синий и желтый.
Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности.
Контраст по цвету дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.
Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый, фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно ( см. Двенадцатичастный цветовой круг).
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний. Число вариаций здесь очень велико и в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника.
Когда каждый цвет отделен друг от друга чёрными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность (от себя: эту конкретность над нарабатывать самостоятельно воспринимая каждый цвет сначала в отдельности, а потом в сочетании (колорит)). Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, – повышает их яркость и делает их более светлыми. Поэтому, чёрный и белый являются важными элементами цветовых композиций.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах – лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.
Для этого абзаца мне показалась подходящей картина Дега. Сияния этого Божественного синего усилено прозрачным белым, черным и теплым рыжим (по материалам лекции Л. М. Поповой).
На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контрасты по цвету используются в самых разных вариантах, причём в меньшей степени в мотивах духовного порядка, и в большей – в целях создания радостной декоративной пестроты.
Цветовые контрасты можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры.
Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичели и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.
Фра Анжелико
Фра Анжелико, фрагмент
Боттичели
Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данных контрастных отношений является работа Грюневальда “Воскресение Христа”, поскольку здесь они передают ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.
Грюневальд “Воскресение Христа”
В картине Боттичелли “Положение во гроб” цветовые контрасты, на которых построена картина, дают художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Её общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.
Боттичелли “Положение во гроб”
Следует признать, что выразительные возможности каждого отдельного цветового контраста могут проявляться самыми различными способами. С их помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность. Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро очень часто работали, используя контрасты цветовых отноше-ний. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет “Янтарное ожерелье”, написанный им чистыми тонами – красным, жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.
или
Матисс, портрет “Янтарное ожерелье”
Матисс
Художники группы “Синий всадник” – Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на цветовых контрастах.
Кандинский
Франц Марк
Август Маке
Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: “Церковь в Эфесе” в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Националь-ная библиотека; “Коронация Марии” Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; “Прогулка в майский день” из “Богатейшего часослова герцога Беррийского” Поля Лимбурга, 1410 г., Шантийи, Музей Конде; “Композиция 1928” Пита Мондриана, Собрание Марта Стама.
“Коронация Марии” Е.Шаронтон
“Прогулка в майский день” из “Богатейшего часослова герцога Беррийского” Поля Лимбурга
“Композиция 1928” Пита Мондриана
Posted via LiveJournal app for iPad.
kivaanna.livejournal.com
Основы теории цвета | Коробка с карандашами
Основы теории цвета
Цвет — это удивительная и сложная вещь, которая волшебным образом действует на нас, которая так же изначальна и необходима, как сам солнечный свет. Многие ученые и естествоиспытатели старались изучить цвет и систематизировать знания о нем. В их числе были сэр Исаак Ньютон, Иоганн Вольфганг Гёте, Йоханнес Иттен и многие другие. Цветоведению посвящены целые книжные тома, но мы пройдёмся «по верхам», чтобы усвоить то, что нужно знать о цвете для первого знакомства.
Итак, сэр Исаак Ньютон в 1676 году пропустил солнечный луч через призму и получил цветовой спектр, который он условно разделил на 7 цветов (есть версия, что он стремился провести аналогию с 7 музыкальными тонами).
По сути, мы видим, что предметы имеют тот или иной цвет, лишь потому, что на них падает белый свет, и часть его волн поглощается материалом данного предмета, а другая часть отражается и попадает на сетчатку нашего глаза. Видимый нами цвет предмета может меняться в зависимости от цвета освещения, удаленности предмета и даже цвета окружающих его объектов.
Из этого следует ещё одно полезное наблюдение, связанное с деятельностью левого и правого полушарий. С одной стороны, я знаю, что листва деревьев зеленая, а небо синее. Это подсказывает мне мое левое полушарие, ответственное за упрощение и систематизацию. С другой стороны, переключаясь в «правополушарный» режим, я вижу, что в окружающем меня пейзаже листва может иметь совершенно произвольные цвета — от багрового до синего и чёрного, а небо может быть лимонным или зеленоватым, и я не имею права игнорировать этот факт. На наших детских рисунках трава всегда зеленая, а небо всегда синее. Но сейчас мы учимся наблюдать и отслеживать все природное разнообразие цветов.
Тёплые и холодные цвета
Умение наблюдать, видеть и передавать в живописи всё природное разнообразие цветов важно потому, что цвет в живописи несет экспрессивную функцию, то есть наряду с формой, композицией и т.п. служит для выражения нашего замысла. Согласитесь, например, что картина в тёплых, красно-оранжевых тонах создаёт у нас одно впечатление, а картина в холодных, сине-зеленых тонах — совершенно другое.
Как уже было сказано, к тёплым цветам относятся цвета красной и желтой гаммы, к холодным — цвета синей и зеленой гаммы. Но теплохолодность — это не абсолютная характеристика, а относительная. Если сравнить красный и оранжевый, красный будет теплее. Если сравнить желто-оранжевый и лимонный, желто-оранжевый будет теплее. Красновато-фиолетовый теплее чем чистый фиолетовый (благодаря красному подтону), а бирюзовый теплее, чем чистый синий (в нем есть жёлтый подтон, он дает теплоту).
Здесь мы подходим к тому, в каких отношениях цвета спектра находятся друг с другом, и что нам делать с этим знанием.
Цветовой круг Иттена
Как известно, существует 3 основных цвета, которые невозможно получить смешивая другие цвета, но которые сами являются компонентами более сложных цветов. Это красный, жёлтый, синий. На базе этого знания швейцарский ученый, художник и педагог Йоханнес Иттен разработал 12-частный цветовой круг. В центре круга мы видим треугольник, на вершинах которого расположены три основных цвета, а по окружности расположены результаты их смешения между собой в той или иной пропорции (желтый → желто-оранжевый → оранжевый → красно-оранжевый → красный и так далее).
Родственные и контрастные цвета
Так вот, цвета, расположенные ровно друг напротив друга на окружности, называются противоположными или дополнительными. Дополнительные цвета (красный vs. зеленый; желтый vs. фиолетовый; синий vs. оранжевый) создают между собой максимальный цветовой контраст. В принципе, в той или иной мере контрастируют все цвета, включающие компоненты дополнительных цветов (например, желто-зеленый и сине-фиолетовый, сине-зеленый и красно-оранжевый и т.д.), но в случае дополнительных цветов контраст достигает своего пика. А значит, когда мы используем контрастные цвета в нашей композиции, их взаимодействие дает максимальную экспрессию.
Если контрастными являются цвета, диаметрально противоположные в цветовом круге, то цвета, находящиеся рядом, называются родственными (скажем, вся гамма от желтого до красно-оранжевого, не доходя до красного; или вся гамма от желто-зеленого до сине-зеленого, не доходя до синего). В отличие от сочетания контрастных цветов, сочетание родственных цветов может создавать эффект спокойствия, устойчивости, сдержанности, монотонности. Это одни из базовых принципов использования цвета в живописи.
Почему так важно понимать, в каких отношениях состоят между собой цвета? Потому что один из базовых принципов живописи — это работа отношениями. На фоне синего неба желтоватая архитектура загорится особенно ярко, а на фоне желтовато-серого неба она «потухнет». Алая земляника выразительно заиграет на фоне зелени, а на синей скатерти такого эффекта не будет. Светлый выглядит светлым, когда рядом появляется темный. Ровно так же дополнительные цвета усиливают действие друг друга.
Важно: используя в композиции дополнительные цвета (красный и зеленый, синий и желтый…) помните, что если один из цветов звучит в полную силу, то второй должен «уступить дорогу», то есть из чистого стать более сложным (с примесью другого цвета), либо стать более светлым (как если бы мы добавили к нему белил) или более темным.
Поясню на примере: сочетание максимально яркого чистого красного и максимально яркого чистого зеленого дает несомненный «вырвиглазный» эффект, в то время как чистый зеленый с приглушенным (более сложным!) и затемненным оттенком красного (= красно-коричневым) выглядит вполне благородно.
Цветовой шар
Говоря о работе контрастными и родственными цветами для достижения своих творческих целей, мы, конечно же, не предполагаем, что следует использовать цвета в их максимально насыщенных и ярких вариациях (как показано на примере с красным и зеленым в предыдущем абзаце). Любой цвет может варьироваться по трем шкалам: ЯРКОСТЬ, СВЕТЛОТА, НАСЫЩЕННОСТЬ.
1. Яркость — это показатель чистоты цветового тона, чем меньше яркость, тем больше примеси других тонов. Спектральный (т.е. как в спектре, выходящем из призмы, или как в радуге) голубой цвет максимальной яркости вверху шкалы, внизу шкалы к нему подмешивается синий.
2. Светлота — это показатель движения тона в сторону белого или черного. Как если бы мы подмешивали к чистому спектральному цвету белила или черную краску.
3. Насыщенность — это показатель содержания цветового тона относительно серого цвета. Чем меньше насыщенность, тем более цвет сдвигается в сторону нейтрального серого.
Поскольку все эти вариации невозможно отразить в рамках цветового круга, Филиппом Отто Рунге была предложена «расширенная версия», а именно цветовой шар. Здесь он показан в развёртке. Представьте, что вы вырезали эту «звездочку» из бумаги и склеили по линиям разреза. Цветовой шар позволяет показать, как цвета двигаются по шкале светлоты: на «северном» полюсе показаны разбеленные цвета, на «южном» полюсе — затемненные.
Соответственно, если мы хотим использовать в композиции родственные цвета того или иного цветового тона (желтые и оранжевые, красные, синие и сине-зеленые и т.д.), в нашем распоряжении все богатство красок этого сегмента: более светлые и более темные вариации (см. 4 рисунка ниже), а также более и менее яркие (ближе к спектральному чистому цвету или дальше от него) и более и менее насыщенные (ближе к чистому цвету и ближе к нейтральному серому).
Чтобы на практике понять, как ведут себя рядом контрастные и родственные цвета, какую вибрацию они создают при взаимодействии, какое впечатление может создавать одна и та же композиция в разных цветовых решениях, попробуйте для начала нарисовать что-то с использованием контрастных цветов (диаметрально противоположных по цветовому кругу), а потом — с использованием родственных. Множество вариантов и нюансов цвета здесь бесконечно.
pencilbox.info
Таблицы сочетания цветов
Все-таки-таки есть цвета, которые являются для вас наиболее выигрышными. А их умелое сочетание с остальными и создает понятие элегантности и вкуса. Одеваться монохромно, когда все детали вашего туалета – одного цвета, уже давно стало признаком плохого вкуса.
Исключений из этого правила немного – если вы не невеста и не в трауре, то в вашей одежде должны присутствовать три оттенка – основной цвет, добавочный – гармонирующий и оттеняющий основной и, возможно, контрастная деталь, интригующий цветовой акцент. Правильно подобрать и скомбинировать их – зачастую весьма непростая задача.
Немногие счастливчики, от природы наделенные тонким художественным вкусом и цветовосприятием, могут подобрать цветовое решение гардероба, опираясь на свою интуицию. Всем остальным, чтобы всегда быть стильно и со вкусом одетыми, необходимо изучить несколько правил, установленных еще сэром Исааком Ньютоном!
Белый цвет – со всеми
Бежевый цвет смело сочетается со спокойными тонами, а также отлично может сочетаться с более насыщенными и яркими тонами. Бежевый цвет сочетается с цветами: хаки, болотный, какао, серый, серо-коричневый, каштановый, шоколадный, желто-зеленый, оливковый, ржаво-коричневый, терракот, баклажанный, фиолетовый, ярко-синий.
Таблица сочетания бежевого цвета
Розовый цвет – с белым и нежно-голубым, с светло- серым, промежуточный между красным и белым тонами.
Красный цвет – с желтым, белым, бурым, синим и черным, лиловым и розовым, черным и серебристым, черно-коричневым и песочным. Красные тона сейчас смело смешиваются друг с другом, и выглядят при этом сногсшибательно. Более умеренный вариант – комбинировать красный с черным.
Таблица сочетания красного цвета
Бордо – цвет женщины, которая знает себе цену. Бордо сочетается с черным и темно-синим, а также с цветами: зеленый, оливковый, серый, сине-зеленый, томатный и другими оттенками красного. С бордо очень хорошо сочетаются ягодные тона: ежевика, черника, бузина.
Таблица сочетания цвета бордо
Фуксия, малиновый, пурпурный цвета сочетаются с цветами: желтый, оранжевый, темно-зеленый, зеленый, ярко-синий, фиолетовый. Малиновый цвет также хорошо гармонирует с розовым и белым цветами.
Таблица сочетания цвета фуксия
Коралловый цвет имеет двенадцать разновидностей, это и розово-оранжевые оттенки, и насыщенные красно-оранжевые. Сочетается с цветами: белый, бежевый, золотой, телесный, коричневый, темно-коричневый, хаки, оттенки серого, алый, розово-персиковый, лиловый, сиреневый, ярко-розовый, оранжевый, желто-оранжевый, бледно-желтый, темно-синий, серо-голубой, черный.
Таблица сочетания кораллового цвета
Желтый цвет – олицетворяет солнце, мудрость, веселье, уверенность в себе и свободу. Золотой цвет – это цвет славы и богатства. Желтый цвет сочетается с цветами: болотным, сине-зеленым, оранжевым, теплым коричневым, шоколадным, черным, темно-синим.
Золотистый цвет хорошо сочетается с цветами: оливковый, коричневый, красный, пурпурный, темно-зеленый, фиолетовый. Желтый цвет – с синим, фиолетовым, лиловым, бирюзовым. Желтый цвет без отделки или дополнения к нему малопривлекателен.
Таблица сочетания жёлтого цвета
Оранжевый цвет – жизнерадостный, яркий, летний и позитивный цвет, динамичный и этнический, цвет блеска заходящего солнца. Ярко-оранжевый цвет хорошо сочетается с яркими цветами: ярко-желтый, горчичный, бежевый, фиолетовый, коричневый. Приглушенный оранжевый или терракот хорошо сочетается со спокойными оттенками – бледно-желтый, серо-зеленый, хаки, коричневый, каштановый, шоколад, темно-синий или темно-серый. К оранжевому и желтому цветам очень подходит контрастный черный цвет.
Таблица сочетания оранжевого цвета
Коричневый цвет – с небесным, кремовым, желтым, зеленым и бежевым, джинсово-голубым, дымчато-синим, светло-зеленым и белым; цветом майской травы и совсем светлым зеленым, лиловым с блекло-розовым. Коричневый цвет сочетается с оливковым, золотистым, сине-зеленым, оранжевым, сиреневым, светло-розовым, всеми оттенками бежевого, цветом слоновой кости и серым. А неожиданное и чрезвычайно удачное сочетание теплого коричневого и бирюзового произведет отличное впечатление.
Ржаво-коричневый сочетается со сливовым с коричневым; фиолетовым с оранжевым и кремово-белым; светло-зеленым с верблюжьим; красным с желтым и кремово-белым; коричневым с ежевичным.
Таблица сочетания коричневого цвета
Зеленый цвет – с коричневым, оранжевым, салатным, желтым и белым цветами и только светлая зелень – с серым и черным тонами. Он является промежуточным между холодными и теплыми тонами.
Таблица сочетания зелёного цвета
Оливковый цвет гармонирует с цветами: сине-зеленый, теплый зеленый, хаки, яблочно-зеленый, травяной, баклажанный, бордовый, вишневый, фиолетовый, темно-лиловый, коричневый, золотистый, красный, оранжевый.
Горчичный сочетается с цветами: коричневый, шоколадный, терракот, желтый, бежевый, хаки, сине-зеленый, коралловый, ярко-розовый.
Синий сочетается с оранжевым; коричневым и персиковым, хаки и блекло-оранжевым, кремово-белым, ежевичным с вкраплениями коричневого, светло-коричневым и томатным; серовато-оранжевым и фиолетовым.
Таблица сочетания горчичного цвета
Ночную синеву сочетайте с едко-розовым с хвойно-зеленым; красным и белым; бледно-розовым с темно-коричневым и серебристым; майской зеленью с сине-зеленым; серым с ярко-желтым и бледно-розовым.
Синий цвет бывает светлых и темных тонов
Светло-синий – с белым, желтым, оранжевым, розовыми цветами, является промежуточным между красным и синим.
Темно-синий – со светло-синим (голубым), серым, красным,
джинсово-голубым, дымчатым, сливово-синим; с зеленым и белым; серым, светло-розовым и коричневым; розовым и зелено-голубым; ванильно-желтым и светло-голубым; темно-коричневым, лиловым.
Таблица сочетания синего цвета
Голубой цвет сочетается с цветами: розовый, сиреневый, коралловый, светло-фиолетовый, желтый, ярко-синий, темно-синий, серый, белый, бежевый. Бирюзовый сочетается с белым, желтым, оранжевым, фиолетовым, сине-зеленым.
Таблица сочетания голубого цвета
Сиренево-розовый сочетается с лавандовым и темно-синим; темно-коричневым с розово-красным; коричневым со светло-коричневым; сербристым с джинсово-голубым и желтым, хорошо сочетается с лавандовым.
Фиолетовый цвет – с белым, желтым, оранжевым, розовым цветами, является промежуточным между красным и синим. Светлые тона фиолетового цвета называются лиловыми. Сочетаются они с желтым, оранжевым, серым и белым цветами.
К лиловому цвету относят цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый. Лиловый цвет – это цвет женственности, ассоциируется с утонченностью, грацией и элегантностью. Лучше всего лиловый цвет сочетается с темными нейтральными оттенками – с черным, серым или темно-синим.
Фиолетовый цвет – цвет благородства и роскоши. Лучше всего сочетается с синим. Сиреневый цвет и всевозможные его оттенки считается одним из самых сексуальных, загадочных, таинственных и чувственных цветов. Сиреневый цвет хорошо сочетается с цветами: розовый, белый,голубой,сиреневый более темного или более светлого оттенка, лимонный, цвет увядшей розы, серебряные оттенки, синий, васильковый, лиловый и фиолетовый.
Таблица сочетания фиолетового и лилового цвета
Серый цвет – цвет элегантности, интеллектуален, гармоничен, успокаивает контрастные сочетания, используется в деловом дресс-коде. Светло-серый цвет хорошо смотрится в тончайшем натуральном кружеве или в чувственном шелке, графитовый серый цвет – в замше , а дымчато-серый – в тонкой шерсти.
Серый цвет является скучным, поэтому его лучше сочетать с контрастными цветами: белым, синим, черным, бордовым, красным. Для элегантного наряда может сочетаться с другими оттенками серого, более светлого или тёмного, и даже бежевым цветом. Светло-серый цвет лучше сочетать с пастельными тонами: нежно розовый, желтый, сиреневый, голубой, фиолетовый, коралловый.
Серо-голубой хорошо сочетается с охрой, белым и коричневым; с коричневым и бежевым; с фиолетовым и розовым; с омарово-красным, бирюзовым и белым; с серебристым и синим; с майской зеленью и белым.
Таблица сочетания серого цвета
Абрикосовый хорошо сочетается с верблюжьим и коричневым; светло-коричневым, бежевым и вкраплениями розового; серо-голубым, синим и охрой; небесно-голубым; зеленым, белым и серебристым; красным и белым.
Верблюжий сочетается с серо-голубым и фиолетовым; бежево-коричневым, синим и сиреневым; охрой и коричневым; желтым, красным и белым; зеленым и белым; омарово-красным.
Хаки сочетается с серо-оранжевым и томатным; омарово-красным и цветом белой шерсти; ежевичным, сливовым и желто-золотым; золотистым и сине-зеленым; рыжим, нежно-зеленым и персиковым; фиолетовым, красным и персиковым.
Еще лучше, если однотонный хаки сочетается с одеждой с принтом из этих ярких цветов.
Таблица сочетания цвета хаки
Черный цвет, белый и серый используются как отделка.
Неплохо выглядит черный цвет в соседстве с оранжевым, желтым, розовым, красным, сиреневым и салатным тонами, с едко-розовым, серым, лимонным, индиго, серым, сочно-зеленым с лазурью, бледно-зеленым с ярко-зеленым.
Правильное сочетание цветов в одежде сделает ваш облик законченным и гармоничным. Общие правила говорят, что этого можно добиться при сочетании:
- резкоконтрастных цветов, например, красный – синий, красный – белый, красный – васильковый, красный – зеленый, оранжевый – черный, оранжевый – васильковый, зеленый – белый. Такие сочетания используются в спортивной, детской и юношеской одежде;
- контрастных цветов, например, вишневый – розовый, синий – васильковый, лиловый – сиреневый, зеленый – салатный. Такие сочетания применяются в различных видах одежды; полутональных цветов, например, нежно-розовый – нежно-голубой, нежно-салатный – нежно-сиреневый.
- однотонных цветов, например, коричневый – бежевый, светло-красный – темно-красный. Такие сочетания используются в повседневной одежде и одежде полных женщин.
Все пастельные тона сочетаются между собой независимо от оттенка.
Пастельные цвета- это бежевый, персиковый, розовый, светло-голубой и т.п. Т.е. все цвета, в добавлении которых очень много белого. Такие цвета можно комбинировать между собой в любом порядке. Будьте осторожны с розовым – единственный цвет, который полнит.
Используйте от 2х до 4х цветов. Если Вы используете только 1 цвет, создаётся ощущение скучности и бледности. Если Вы используете в одежде более 4х цветов, то при виде вас взгляд людей перескакивает с одного цвета на другой, не зная, где остановиться, что бессознательно повышает тревожность.
Между собой можно сочетать либо родственные, либо контрастные цвета. Все остальные варианты – негармоничные.
Родственные – это цвета, которые отличаются друг от друга по оттенку (красный, розовый, тёмно-красный).
Контрастные – это цвета, которые полностью противоположны (фиолетовый – жёлтый, синий – оранжевый). Единственное контрастное сочетание, которое является рискованным – это зелёный и красный.
beauty.net.ru
Какой цвет контрастен серому. Цветовой контраст
Из своего опыта каждый профессионал знает, что ослепительность освещения нельзя создать в кадре только интенсивностью света, так же как громкость – силой звука, они возникают лишь из контраста тьмы и света, звучания и безмолвия. Леонардо да Винчи придавал очень большое значение контрасту, как светлотному, так и цветовому, и в своем «Трактате о живописи» постоянно возвращался к этому вопросу: «Белое с черным или черное с белым кажутся более могущественными рядом друг с другом, и вообще противоположности всегда кажутся более могущественными рядом друг с другом».
«Черные одежды заставляют тело на изображении человека казаться белее, чем в действительности, белые одежды заставляют тело казаться темным, желтые одежды заставляют его казаться цветным, а в красных одеждах оно кажется бледным».
«Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотой. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром».
«Темный цвет не должен граничить с другим темным цветом, а с весьма отличным, т.е. с белым или причастным к белому, и так же белый цвет не должен никогда граничить с белым фоном, но с возможно более темным или склоняющимся к темному».
«Фон, окружающий фигуры каждого написанного предмета, должен быть темнее, чем освещенная часть этой фигуры, и светлее, чем его затененная часть».
Каждый профессионал хорошо понимает значение последнего правила для передачи глубины пространства, четкости соотношения «фигура-фон». Психологическая реакция, вызываемая действием контраста, исключительно важна в структуре художественного произведения. Символика контраста часто используется в целях передачи определенного мировоззренческого содержания. Контраст – это один из важнейших формообразующих элементов. В сочетании со светотенью и линейной перспективой он создает ощущение пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое описание или искусствоведческий анализ изображения обходится без упоминания о контрастах.
Понятие контраста в изобразительном искусстве достаточно универсально, а потому наполняется конкретным содержанием в зависимости от контекста. Например, применительно только лишь к цветовому контрасту возможны следующие его разновидности: одновременный контраст, последовательный контраст, комплементарный контраст, оттеночный контраст, качественный контраст, количественный контраст, контраст по насыщенности, пограничный контраст.
Можно сказать, что контраст – это основное условие зрительного восприятия, потому что только наличие светлотной и цветовой разницы между разными участками предмета позволяет его увидеть. Что же касается перечисленных выше разновидностей цветовых контрастов, то они являются следствием цветовой индукции, т.е. изменения характеристик цвета под влиянием наблюдения другого цвета или, проще говоря, взаимного влияния цветов друг на друга.
Одновременный цветовой контраст хорошо наблюдается, когда два цветовых оттенка воспринимаются одновременно с нейтрально-серым. При этом серое поле, расположенное на одном из цветовых полей, приобретает оттенок другого цветового поля.
Последовательный цветовой контраст аналогичен одновременному контрасту, но только в виде последовательного образа. Он наблюдается, если в течение 20-30 секунд смотреть на цветное поле, а затем перевести взгляд на бесцветное (белое) поле, тогда это поле окрасится в дополнительный (комплементарный) цвет, расположенный на противоположном конце цветового круга.
Комплементарный контраст проявляется при близком расположении дополнительных цветов. Ощущение насыщенности каждого из них усиливается, впрочем лишь до той поры, пока они занимают сравнительно большую площадь в поле зрения. При рассматривании их с большого расстояния вступает в силу закон аддитивного смешения, и составляющие дополнительные цвета воспринимаются как единое серое пятно. Художники-пуантилисты, которые создавали изображение на своих картинах из цветных точек и мелких мазков, насыщенными по цвету красками хорошо знали эту особенность восприятия и учитывали ее в своем творчестве.
Оттеночный контраст наглядно проявляется в том случае, когда рядом располагаются все три комплементарных цвета. При этом затрудняется их оттеночное восприятие (илл.23,цв.).
Качественный контраст наблюдается при сравнении различных яркостей и насыщенностей одного и того же цветового тона (илл.24,цв.). Он широко используется в технике гризайля, когда акварельный рисунок исполняется одной краской какого-либо одного цвета. Как выразительное средство качественный контраст используется при съемке портрета и обнаженной натуры, когда воспроизводится все богатство оттенков человеческой кожи на лице и фигуре модели.
Количественный контраст возникает между двумя окрашенными в различные цвета предметами (или объектами), если их массы в кадре сильно отличаются друг от друга, при этом обязательно должно ощущаться некое психологическое равновесие между этими разными по цвету и размеру пятнами. Обычно этот вид контраста сочетается с разновидностью комплементарного контраста, когда маленькое пятно усиливает звучание цветового поля всего изображения. Это так называемый цветовой акцент в кадре (илл.22,23цв). В живописи этот прием используется очень давно и очень успешно. В пейзажах старых мастеров часто на фоне зелени можно заметить маленькую фигурку в красном костюме или даже просто в красной шапочке – это маленькое красное пятнышко сразу оживляет зелень на всей картине.
Контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими, при этом светлота фона, на котором помещается цвет, имеет огромное значение: на темном фоне цвет выглядит ярче и насыщеннее, чем на светлом. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая возможность художнику добиваться интенсивного звучания цвета (например, палехские росписи на черном фоне).
Пограничный контраст возникает на границе двух смежных, цветных поверхностей, и практически пограничный и одновременный контрасты всегда сопутствуют друг другу.
Мы назвали основные разновидности цветового контраста, но вначале поговорим о светлотном или яркостном контрасте. Именно светлотный контраст имеет для изобразительного искусства основополагающее значение. Он является величиной суммарной и в одинаковой степени зависит, во-первых, от разницы светлот различных мест объекта (а точнее, от коэффициентов отражения различных участков), во-вторых, от контраста освещения, т.е. соотношения освещенности в светах и тенях объекта. Что же касается светлотного или яркостного контраста готового изображения этого объекта, то помимо названных факторов на конечный результат влияет также суммарный фотохимический контраст сквозного фотографического процесса или телевизионного тракта.
Черное и белое
В физиологической оптике различают три вида контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. Количественная мера контраста обозначается буквой К с соответствующим индексом и характеризуется отношением разности двух яркостей (если речь идет о контрасте по яркости) к большей яркости:
K_b=(B1 – B2)/B1
0,5» KB» 0,2 – средний контраст
KBЈ0,2 – малый контраст
Нас пока интересует только контраст по яркости, т.е. яркостный или светлотный контраст.
Эти определения – «малый», «средний», «большой» – введены на основе многочисленных экспериментов, и у нас нет причин сомневаться в правильности этих заключений.
В то же время нет ни одной сколько-нибудь серьезной книги по фотографии или экспонометрии, которая не воспроизводила бы таблицу интервала яркостей или контрастов различных объектов съемки (табл. 1.).
Таблица 1
Интервал яркостей некоторых объектов съемки
Любопытно сравнить, используя приведенную выше формулу, как сопоставляется понятие «средний контраст» в этой таблице и в формуле физиологической оптики. Дело в том, что в изобразительном искусстве, например в живописи и графике, уже много сотен лет существует своеобразный, но очень точный критерий среднего яркостного контраста. Это разница между черным и белым, и читатель может легко ощутить его количественно, посмотрев на черные буквы на белой странице этой книги. В действительности такой контраст встречается гораздо чаще, чем принято думать, и с его величиной связана наша способность различать цвета. Леон Батист Альберти в своих «10 книгах о зодчестве» писал: «Живописец не располагает ничем другим, кроме белого, для изображения предельного блеска самого отточенного меча и ничем, кроме черного, для изображения ночного мрака. Но какой силой обладает правильное сопоставление белого рядом с черным, ты видишь из того, что благодаря этому сосуды кажутся серебряными, золотыми или стеклянными и кажутся блестящими, хотя они только написаны».
Стоит задуматься над тем, как живопись, располагая только контрастом между белым и черным (ибо нет таких цветных красок, которые были бы ярче белил и темнее жженой кости или сажи), умудряется изображать сам
perfect-floor.ru
7 цветовых контрастов. Контраст дополнительных цветов
Привет. В своей книге «Искусство цвета» Иттен Иоханнес описал 7 цветовых контрастов:
- Контраст цветовых сопоставлений
- Контраст светлого и тёмного
- Контраст холодного и тёплого
- Контраст дополнительных цветов
- Симультанный контраст
- Контраст цветового насыщения
- Контраст цветового распространения.
Здесь речь пойдет о четвертом контрасте. Далее приведен конспект из книги «Искусство цвета».
Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
- жёлтый — фиолетовый
- жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый
- оранжевый — синий
- красно-оранжевый — сине-зелёный
- красный — зелёный
- красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.
Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:
- жёлтый — фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
- синий — оранжевый — синий, жёлтый + красный;
- красный — зелёный = красный, жёлтый + синий.
Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.
Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями.
Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый — сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью.
Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведём несколько следующих упражнений.
На рисунках 23…28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными.
Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зелёного и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зелёного.
Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.
Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока ещё не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зелёным цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.
Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины:
«Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка (1390—1441), Париж, Лувр; работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.
И напоследок ролик об оптических иллюзиях.
Желаю удачи
www.rudenko-anna.ru
7 цветовых контрастов. Контраст светлого и темного
Привет. В своей книге «Искусство цвета» Иттен Иоханнес описал 7 цветовых контрастов, которые уже долгое время используют как основу для составления цветовых решений и костюма в том числе.
Вот перечень этих контрастов.
- Контраст цветовых сопоставлений
- Контраст светлого и тёмного
- Контраст холодного и тёплого
- Контраст дополнительных цветов
- Симультанный контраст
- Контраст цветового насыщения
- Контраст цветового распространения.
Здесь речь пойдет о втором контрасте. Далее приведен конспект из книги «Искусство цвета».
Контраст светлого и тёмного
День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.
Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем, но легко возбуждается и даёт великолепные тона. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне. Серый цвет — это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь.
Двенадцатиступенчатый ряд серых тонов
Нижеследующие упражнения предназначаются для углубленного понимания контраста светлого и тёмного. Так, выбрав несколько серых тонов из их общей шкалы, необходимо создать единую композицию, соединив их между собой в любом порядке. Выполнив четыре-шесть подобных композиций и сравнив их между собой, находим самое удачное решение. Студенты быстро понимают, что значит хорошо скомпонованные, убедительные решения и плохие, неустойчивые. Этим весьма простым упражнением у них выявляется способность владеть искусством контраста светлого и тёмного.
На рисунке 11 показано развитие композиции из светлых и тёмных тонов, расположенных в шахматном порядке. Данная композиция может быть решена более светлой или более тёмной, но её главная задача заключается в том, чтобы воспитать видение и ощущение светло-тёмных градаций и их контраста.
Японская и китайская живопись тушью построена на контрасте светлого и темного
Особые затруднения вызывают холодные и тёплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединёнными между собой. Сам этот факт и его возможности как художественного средства недооценивать нельзя. Особенно сложны проблемы светлого и тёмного в хроматических цветах и в их отношении к ахроматическим цветам — чёрному, белому и серому.
На цветовом шаре (рис. 51, 52) представлены как хроматические цвета цветового круга, состоящего из двенадцати частей, как и ахроматические. В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление жёсткости, недоступности и абстрактности. Однако с помощью хроматических цветов в цветах ахроматических можно пробудить трепетную жизненность.
На рисунках 31…36 мы видим, как ахроматический серый настолько находится под влиянием соседнего цвета, что начинает казаться дополнительным к нему.
Рембрант
Сера в своих многочисленных рисунках научно подходил к выстраиванию градаций светлого и тёмного. Рационально обдумывая точку за точкой, он добивался в своих рисунках, как и в своих картинах, мягчайших тональных переходов. До сих пор мы изучали контраст светлого и тёмного только в области чёрно-бело-серых тонов.
Жерж Сера
Вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы цвета, имеющие одинаковую яркость или одинаковую темноту, могли быть точно различимы. Развить эту способность можно благодаря следующим трём упражнениям. На разграфлённом подобно шахматной доске листе бумаги одна из клеток заполняется жёлтой, красной или синей краской. Задача состоит в том, чтобы к каждому из этих цветов добавить цвета одинаковой светлоты или одинаковой с ними темноты. При этом необходимо следить за тем, чтобы в каждом упражнении были использованы соответственно желтоватые, синеватые или красноватые тона. Также не следует путать яркость или чистоту цвета с его светлотой. Задание, суть которого в том, чтобы написать все цвета столь же светлыми, как и жёлтый, весьма трудно, потому что тот факт, что жёлтый цвет очень светел, познается не сразу (рис. 13).
Проблемы цветовых контрастов светлого и тёмного легко могут быть разрешены с помощью упражнения, представленного на рисунке 15.
Левый вертикальный ряд серого цвета и 12 вертикальных рядов цветов цветового круга
К двенадцатичастным градациям серого тона в его переходах от белого к чёрному, мы добавляем двенадцать чистых цветов цветового круга, соответствующих по своей светлоте градациям серого цвета. И видим, что чистый жёлтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый — пятой, красный — шестой, синий — восьмой, а фиолетовый — десятой. Таблица показывает, что насыщенный жёлтый цвет является самым светлым из чистых тонов, а фиолетовый — самым тёмным. Так что жёлтый цвет, чтобы совпасть с тёмными тонами серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвёртой ступени. Чистый красный и синий тона расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от чёрного и далеко от белого. Каждая примесь чёрного или белого уменьшает яркость цвета.
Различия цветов по их светлоте ставит особо трудные задачи перед художниками, работающими с текстилем. Известно, что текстильный проект решается сразу в четырёх или большем количестве колористических вариантов, которые в коллекции должны обладать определённым цветовым единством. Основное правило заключается здесь в том, чтобы каждый колористический вариант рисунка имел одну и ту же систему контрастных соотношений, как на рисунках 11 и 12.
Если в основном проекте имеется яркий красный цвет, то в остальных колористических вариантах не окажется достаточно ярких цветов, имеющих ту же степень темноты, какой обладает красный. Но при этом соотношения между цветовыми градациями во всех вариантах должны быть одинаковыми. Если красный цвет будет заменён ярким оранжевым, то вся цветовая композиция должна быть перестроена в соответствии со ступенями светлотной градации яркого оранжевого цвета. И в этом случае ткань с оранжевым рисунком будет в целом светлее, чем ткань в красном варианте. Если бы мы захотели приравнять оранжевый цвет к степеням градации красного, то яркому красному соответствовал бы лишённый всякой яркости коричнево-оранжевый цвет.
Изобразительные возможности принципа контраста светлого и тёмного можно продемонстрировать на примерах картины Франсиско Сурбарана (1598—1664) «Лимоны, апельсины и розы»,
Франциско Сурбанан
Флоренция, собрание А.Контини-Бонакосси; картины Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом», Берлин, Картинная галерея, и картины Пабло Пикассо «Гитара на камине», 1915.
Пикассо
www.rudenko-anna.ru